13.3. Сокращения: н. т. с. – низкая точка сьемки; зтм. – затемнение. В период написания сценария надо подумать о возможности съемки тех или иных объектов, людях, показанных в отдельных кадрах, и о своих возможностях и праве на созданный фильм. Об этом говорится в приложении «Выдержки из Закона об авторском праве».
Часть III Техника съемки видеофильма
Глава 14 Экспонометрия видеосъемки
Задачи экспонометрии Прочитав заголовок этой главы, видеолюбитель подумает: «Какая еще экспонометрия? Это же не фотография. В видеокамере применяется автоэкспозиция – достаточно нажать кнопку, и получится „картинка" хорошего качества». Да, в определенных случаях, изображение снятого объекта действительно будет хорошим. Но иногда результаты автоматической съемки получаются настолько плачевными, что в дальнейшем приходится переснимать материал или просто жертвовать отснятым. Видеооператор, выбрав кадр и установив соответствующую его творческому замыслу светотональную композицию, должен получить изображение снимаемых объектов, не видя их во время самой съемки (если у камеры черно-белый видоискатель). Качество изображения – контраст, проработка деталей в тенях и «светах», цветовоспроизведение и общая тональность – всецело зависит от точно выбранной экспозиции. Экспонометрия помогает оператору решить и творческую задачу изобразительного мастерства, вплотную соприкасающуюся с искусством киноосвещения. Эта задача заключается в контроле контраста освещения и установлении его баланса (об этом рассказывается в главе 16, «Освещение при видеосъемке»). С помощью экспонометрии создается единый изобразительный стиль видеофильма в целом и воплощаются в жизнь художественные светотеневые и светотональные решения видеокадров. Особенно важна экспонометрия в условиях естественного (солнечного) освещения, когда контраст между объектами очень велик.
Факторы, определяющие правильную экспозицию при видеосъемке В современных видеокамерах полупроводниковые формирователи сигнала изображения с зарядовой связью позволяют получить при съемке коэффициент контрастности (отношение светлого к темному) 1,5-2,0. Объекты съемки весьма разнообразны.
|