Такой переход не дает зрителю никакой новой информации и воспринимается как небрежность, допущенная при монтаже. Когда кадры принадлежат разным сценам, они могут и не иметь некоторых из этих признаков. Монтажный переход на движении. Монтажный переход будет менее заметен или совсем незаметен, если он сделан на каком-нибудь внутрикадровом движении таким образом, что элементы этого движения присутствуют в обоих соединяемых кадрах. Если, например, средним планом показан человек, которого затем нужно показать более крупно, то переход следует делать в тот момент, когда человек совершает какое-либо движение. Для такого монтажного соединения при съемке необходимо предусматривать «захлест», то есть повторять движение в конце предыдущего и в начале последующего кадра. Рассмотрим пример монтажа на приводимых далее кадрах фильма (рис. 13.13). На фрагменте а средним планом сняты играющие в шахматы. Кажется что фрагмент б дублирует а, но это не так. Если посмотреть внимательно, то можно видеть, что человек, сидящий к нам лицом, взял в руку шахматную фигуру. На фрагменте е (план изменен) показана рука с шахматной фигурой. Здесь съемка велась с применением крупного плана. Обрезав «захлесты» в конце второго и начале третьего кадра, получим нужное нам монтатажное соединение на движении. Оправдан монтажный переход на взгляде. Такие переходы можно применять к сценам, где движение не является важным фактором. Показав говорящего человека, можно подчеркнуть реакцию на его слова монтажным переходом на собеседника. Преемственность направления и темпа движения. При монтаже кадров, показывающих движущиеся объекты, необходимо строго соблюдать преемственность направления их движения (рис. 13.14, а), чтобы у зрителя не путалось представление, в каком же направлении они движутся. Нельзя, например, показать стартующих велосипедистов справа налево, а затем едущего велосипедиста – слева направо (рис. 13.14, б). Точно так же по направлению движения монтируются кадры, снятые панорамированием или с движения. Для обеспечения плавности монтажа кадров с движущимися объектами необходимо сочетать темп движения в соединяемых кадрах.
|