Но кинематограф тем и хорош, что позволяет в малых отрезках времени показать порой целую эпоху. Уменьшая снятый кадр по времени (не следует путать с кадриком, который похож на фотографию; кадр – изображение, снятое с одной точки, которое может длиться разное время), вы тем самым ускоряете ритм развития события, удлиняя кадр по времени – замедляете. В первом случае можно достичь максимального напряжения в происходящем на экране, во втором – создать теплоту, уют, лиричность. Прежде чем садиться писать сценарий, нужно для себя определить, какие из моментов сюжета будут основными, какие второстепенными, а какие можно сделать проходными без ущерба для замысла. Фильм состоит из эпизодов, представляющих собой завершенный круг событий, имеющий отчетливые начало, продолжение и конец. Поэтому, разбивая на эпизоды предварительно написанный сценарий и учитывая, что впоследствии фильм нужно будет монтировать, вы уже во время съемок должны стремиться снимать законченные эпизоды – это называется снимать монтажно. Возьмем за основу видеоочерк, например «Стартует велосипедист», и покажем, что представляет собой план видеофильма. План документального видеоочерка «Стартует велосипедист» Тема видеофильма: спортивный поэтический видеоочерк о велосипедном спорте, о скорости, о людях, смело и самоотверженно овладевающих им. Идея: побеждают мастерство, характер, воля и спортивное мужество. Сюжет: ход скоростного велопробега. После знакомства с местом действия и персонажами фильма следует завязка – первые старты велосипедистов, ставящие вопрос: можно ли вообще выдержать такую большую скорость, осложненную крутыми поворотами, подъемами, спусками? Хватит ли у спортсменов сил, мастерства, воли, характера и мужества, чтобы не дрогнуть, не упасть, выдержать? Развитие действия продолжается в последующих съемках пробега. Кто-то упал, у кого-то сломался велосипед, остальные стремительно движутся вперед, но только один из них будет первым. Кульминация. Трасса пройдена! Один за другим финишируют остальные велосипедисты.
|