5) чем дальше, тем больше препятствует позитивному использованию тенденций виртуализации. ----------- (1) Подробнее см. стр.84. [91] Таблица 5. Показатели компьютеризации Страна Количество компьютеров на 1000 чел. (1995) Доля пользователей сети Internet в населении, % (1999) США 350 41 Великобритания 200 40 Германия 180 28 Япония 160 16 Россия 20 2 Составлено по: The Economist. 2000. April 29 - May 5; Мир Internet. 1999. No 1. Приведенные данные отнюдь не являются основанием для тезиса о необходимости ускоренной компьютеризации. Не следует поддаваться, как это уже было однажды, обаянию технико-экономического видения общественных проблем. Социологическое видение позволяет отчетливо понимать, что точно так же, как не индустриализация модернизирует, но модернизация индустриализирует общество, не компьютеризация виртуализирует. но виртуализация компьютеризирует общество.
В самом конце XX в., в его последние четыре- пять лет почти обыденным стало использование выражений "виртуальный магазин", "виртуальная конференция", "виртуальная экономика", "виртуальное сообщество" и т.п. Броское словцо "виртуальность" осваивается разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов до политиков и журналистов. С точки зрения социолога, это распространение новой терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Перенос таких форм взаимодействия, как купля-продажа, научная дискуссия или обсуждение сплетен из реального пространства магазина, офиса, кафе или кухни в виртуальное пространство сети Internet является, безусловно, впечатляющим фактом. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности.
|