Добро пожаловать на наш сайт!

Сайт посвящен компьютерам, софту, программированию и вообще информационным технологиям.

Надеямся Вам у нас понравится.

 
 

Меню сайта

 
Виртуализация общества

Но в эпоху модернизации люди, ориентированные господствующими ценностями на то, что именно в вещах сосредоточена сущность человеческой деятельности, стремятся произвести, приобрести и удержать как можно больше вещей. Отчуждение приобретает тотальный характер. Посвящение себя вещам ведет к превращению отношений между людьми в отношения между вещами. Люди строят свои отношения с себе подобными в зависимости от того, чем они располагают. При этом в один ряд с материальными объектами становятся неотъемлемые свойства человека красота, искусность, ум... Они становятся вещами, то есть чем-то располагаемым. Однако еще Э. Фромм показал(1), что располагать красотой, искусностью, умом, располагать собой - это совсем не то же самое, что быть красивым, искусным, умным, быть собой.
Овеществление межиндивидуальных отношений трансформирует отношения индивида и общества. Общество воспринимается человеком не как процесс взаимодействия/общения с окружающими людьми, а как сложная система реально существующих "инстанций" социального целого - государства, корпорации, школы и т.д., - с которыми нужно поддерживать отношения. Согласно знаменитой теореме американского социолога У. Томаса, принимаемое за реальное реально по своим последствиям. Государство, корпорация, школа становятся "персонализированными" субъектами, а каждый отдельный индивид - обезличенным объектом их деятельности и социальной функцией, поддерживающей целое общество. Социальные институты становятся автономной реальностью. В этой своей реальности они предстают вещами и в качестве таковых могут оказаться "присвоенными" частными лицами, распоряжающимися ими от имени общества.
Развитие общественных институтов, расширение и дифференциация сферы их компетенции, унификация индивидов в отношении институтов суть тенденции, наиболее интенсивно проявившиеся с нача
---------------
(1) Фромм Э. Иметь или быть? М" 1990
[26]
лом модернизации. Неудивительно, что именно в это время впервые и сразу многие исследователи (Маркс, Дюркгейм, Зиммель, Теннис) открыли замещение традиционного социального порядка современным, происходящее как переход от общины - узкого круга личностно определенных взаимодействий, создаваемого разнообразными клановыми, конфессиональными, сословными ограничениями, к обществу - абстрактной машинерии институтов.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТРОЙ: РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
Беспрецедентное овеществление общества именно в эпоху Модерн происходит потому, что к формированию социальных институтов - комплексов универсальных и абстрактных норм, регулирующих взаимодействие людей и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей, приводит ориентация деятельности на ценности Свободы и Прогресса.
Рынок, денежное обращение, предприятие (фирма) стали социальными институтами в силу стремления к росту производства и потребления, к освобождению хозяйственной деятельности от религиозной, цеховой и сениориальной регламентации.

Hosted by uCoz